15/2017-89446(1)
РЕШЕНИЕ
город Омск
№ дела А46-9015/2017
11 августа 2017 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Солодкевича И.М. при веде-нии протокола судебного заседания помощником судьи Копыловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, состоявшемся 4 августа 2017 года, дело по заявлению: Индивидуального предпринимателя Иващенко Веры Федоровны (ОГРНИП 304550335200391, ИНН 550300044445) к Инспекции Федеральной налоговой службы№ 1 по Центральному административному округу г. Омска (ОГРН 1045504039184, ИНН 5503085553, место нахождения: 644052, Омская обл., г. Омск, ул. 24-я Северная, 171а) о признании требования № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 недействительным, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица – государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (ОГРН 1025500975125, ИНН 5503060728, место нахождения: 644024, Омская обл., г. Омск, ул. Чкалова, 25), при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Иващенко Веры Федоровны (паспорт);
от индивидуального предпринимателя Иващенко Веры Федоровны – Каплиной Ю.В.
(доверенность от 01.06.2017 сроком действия 3 года, паспорт);
от Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административ-ному округу г. Омска – Каленник О.Г. (доверенность от 18.01.2017 сроком действия по 31.12.2017, паспорт), Максимовой Ю.А. (доверенность от 27.12.2016 сроком действия по 19.01.2018, удостоверение),
установил:
индивидуальный предприниматель Иващенко Вера Федоровна (далее – заявитель, пла-тельщик) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее – ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Ом-ска, заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании требования № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 недействительным.
Определением от 06.07.2017 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим са-мостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованно-го лица привлечено государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее – УПФР в Центральном административном округе г. Омска, учреждение).
- судебном заседании требование индивидуальным предпринимателем Иващенко В.Ф. поддержано по основаниям, изложенным в заявлении.
Отмечено, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное стра-хование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обяза-тельное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – страховые взносы) за 2014, 2015 гг. отсутствует. Страховые взно-сы за данные отчётные периоды уплачены в срок, установленный для этого Федераль-ным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страхо-вых взносах).
ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска тре-бование не признано, объявлено, что заявление следует оставить на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (да-лее – АПК РФ) без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Инспекцией указано, что сведения о недоимке по страховым взносам и задолжен-ности по пеням, получены от УПФР в Центральном административном округе г. Омска,
-
связи с чем налоговый орган в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового ко-декса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и ме-дицинское страхование» (далее – ФЗ от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ) обязан был принять меры к их взысканию.
На вопросы суда, направленные на выяснение обстоятельств, вследствие которых плательщик уличен в неисполнении обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов за 2014, 2015 гг. (о размере облагаемой страховыми взносами базы за каждый из отчётных периодов, исходя из налоговых деклараций по налогу, уплачи-ваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, поданных в налоговый орган, об иных причинах оставления без внимания как этих налоговых де-клараций, так и квитанций об уплате страховых взносов, представленных заявителем ранее в инспекцию, позднее в дело), заинтересованным лицом содержательные поясне-ния не даны.
УПФР в Центральном административном округе г. Омска, извещённым в силу ча-стей 1, 2, 4, 6 статьи 121, части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 АПК РФ о начатом процессе надлежащим образом, представитель в судебное заседание не направлен, в чём препятствий для проведения судебного разбирательства по доказательствам, пред-ставленным в дело, судом, принявшим во внимание уведомление суда учреждением те-лефонограммой о рассмотрении дела в отсутствии представителя и представление от-зыва, не усмотрено (часть 3 статьи 156, часть 2 статьи 200 АПК РФ).
-
-
письменном отзыве учреждением указано на то, что страховые взносы уплаче-ны индивидуальным предпринимателем Иващенко В.Ф. своевременно, с одной сторо-ны, с другой, – отражено, что на 09.06.2017 недоимка по страховым взносам на обяза-тельное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2015 г. – 0,77 руб., задолженность по пеням за их несвоевременную уплату – 0,11 руб.
-
При этом в судебном заседании, состоявшемся 27.07.2017, даны пояснения об от-сутствии у заявителя недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд уста-новил следующие обстоятельства.
Индивидуальным предпринимателем Иващенко В.Ф. в ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска представлены:
– 12.02.2015 – налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с приме-нением упрощённой системы налогообложения, за 2014 г., согласно которой размер дохода за данный налоговый период составил 248 000 руб.;
– 08.02.2017 – налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с приме-нением упрощённой системы налогообложения, за 2015 г., в какой размер дохода за этот налоговый период отражён в 288 000 руб.
-
- 2014 г. заявителем произведена уплата 17 328,48 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (4332,12 руб. – 05.03.2014, 4 332,12 руб. – 10.06.2014, 4 332,12 руб. – 24.09.2014, 4 332,12 руб. – 22.12.2014) и 3 399,08 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
(849,77 руб. – 05.03.2014, 849,77 руб. – 10.06.2014, 849,77 руб. – 24.09.2014, 849,77 руб. – 22.12.2014).
-
-
2015 г. индивидуальным предпринимателем Иващенко В.Ф. уплачено 18 610,80 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (4 652,70 руб. – 13.03.2015, 4 652,70 руб. – 25.06.2015, 4 562,70 руб. – 29.09.2015, 4 652,70 руб. – 14.12.2015) и 3 649,75 руб. страховых взносов на обя-зательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (912,65 руб. – 13.03.2015, 912,65 руб. – 25.06.2015, 912,65 руб. – 29.09.2015, 911,80 руб. – 14.12.2015).
-
Требованием ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017, направленному 27.03.2017, ин-дивидуальному предпринимателю Иващенко В.Ф. в срок до 01.04.2017 предложено к уплате без соотнесения этих сумм с отчётными периодами 17 860,36 руб. и 130 275,60 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, 14 732,19 руб. пеней за их несвоевременную уплату, 3 503,38 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 452,34 руб. пеней за их несвоевременную уплату.
Плательщиком, получившим от учреждения справку № 01-25/1244 от 25.04.2017 (следуя которой на 31.12.2016 индивидуальный предприниматель Иващенко В.Ф. имеет задолженность по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
-
Пенсионный фонд Российской Федерации в 13,01 руб. и недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 0,03 руб.) подана в инспекцию жалоба, озаглавленная как заявление. В ней, изложив свои возражения на требование № 065S01170508671 по со-стоянию на 09.01.2017 и приложив указанную выше справку, заявитель просил отме-нить его. 15.05.2017 эта жалоба дополнена им.
Инспекцией письмом № 09-62/007342@ от 11.05.2017 жалоба и дополнение к ней направлены Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее – УФНС России по Омской области) как письма.
Настаивая на несоответствии требования ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 Закону о страховых взносах, плательщик обратился в Арбитражный суд Омской обла-сти с заявлением о признании его недействительным.
Суд удовлетворяет требование индивидуального предпринимателя Иващенко В.Ф., основываясь на следующем.
Согласно подпункту «б» пункта 2 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах (нормативного правового акта, которым урегулированы отношения, связанные с упла-той страховых взносов в 2014-2015 гг.) заявитель признаётся плательщиком страховых взносов.
-
-
соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Россий-ской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фик-сированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей ста-тьи.
-
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определя-ется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный пе-риод не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным за-коном на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и та-рифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 Закона о страховых взносах).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачи-ваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязатель-ного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоя-щего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктом 3 частью 8 статьи 14 Закона о страховых взносах предусмотрено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
-
-
2014 г. минимальный размер оплаты труда составлял 5 554 руб. (статья 1 Феде-рального закона от 2 декабря 2013 года № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
-
-
-
2015 г. минимальный размер оплаты труда – 5 965 руб. (статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федераль-ного закона «О минимальном размере оплаты труда»).
-
Следовательно, фиксированный размер страховых взносов на обязательное пен-сионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации применительно к пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона о страховых взносах, поскольку он распространяет-ся на спорные правоотношения, учитывая, что доход индивидуального предпринимате-ля Иващенко В.Ф. за 2014 г. и за 2015 г. не превысил 300 000 руб., равняется за 2014 г.
– 17 328,48 руб. (5 554х26%х12), за 2015 г. – 18 610,80 руб. (5 965х26%х12), а фиксиро-ванный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Феде-ральный фонд медицинского страхования – за 2014 г. – 3 399,04 руб. (5 554х5,1%х12), за 2015 г. – 3 650,58 руб. (5 965х5,1%х12).
Страховые взносы за 2014 г. в суммах 17 328,48 руб. (на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации) и 3 399,08 руб. (на обязатель-ное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского стра-хования) уплачены заявителем 05.03.2014, 10.06.2014, 24.09.2014, 22.12.2014, а страхо-вые взносы в суммах 18 610,80 руб. на обязательное пенсионное страхование в Пенси-онный фонд Российской Федерации) и 3 649,75 руб. (на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) –
13.03.2015, 25.06.2015, 29.09.2015, 14.12.2015, то есть в требующихся размерах и в срок, установленный частью 2 статьи 16 Закона о страховых взносах (не позднее 31.12.2015 и 31.12.2016 соответственно), за исключением 0,79 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного меди-цинского страхования за 2015 г. (0,83 руб. (недоимка за 2015 г.) – 0,04 руб. (излишняя уплата за 2014 г., подлежавшая зачёту в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 26 Закона о страховых взносах).
Таким образом, суд констатирует, что недоимка по страховым вносам в суммах, отражённых в требовании № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017, а значит и задолженность в указанных в нём суммах, у индивидуального предпринимателя Ива-щенко В.Ф. на момент выставления ИФНС России № 1 по Центральному администра-тивному округу г. Омска оспоренного плательщиком требования отсутствовала, что свидетельствует о несоответствии его пунктам 1, 2 статьи 69 НК РФ.
Ввиду того, что требование № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 обременяет заявителя к уплате в бюджет обязательных платежей и пеней при отсут-ствии у него такой обязанности, оно нарушает его права, вследствие чего в силу части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным, что само по себе восста-навливает права индивидуального предпринимателя Иващенко В.Ф. и не требует при-менение способа, предложенного в заявлении, – «обязать удалить из электронной базы числящуюся задолженность».
При этом требование № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 суд при-знает недействительным полностью, принимая во внимание тот факт, что требование
№ 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 не отвечает пункту 4 статьи 69 НК РФ, учитывая то, что в нём не содержится обязательных сведений, предусмотрен-ных данным нормами законодательства РФ о налогах и сборах, вследствие чего то, что
-
оспоренном требовании отражена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхова-ния за 2015 г. достаточных и достоверных доказательств нет. Сумма недоимки по стра-ховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обяза-тельного медицинского страхования, указанная в требовании № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017, не может быть получена судом при использовании любых арифметических действий с искомой величиной и состоявшимися платежами за оба названных налоговым органом и учреждением отчётных периода.
Довод инспекции о наличии оснований для оставления заявления индивидуально-го предпринимателя Иващенко В.Ф. без рассмотрения со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ суд находит произвольным.
-
-
соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненорма-тивного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением ак-тов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляцион-ных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной вла-сти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмот-ренном настоящим Кодексом.
-
-
-
случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышесто-ящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
-
-
-
этой связи, плательщик вправе требовать судебной защиты в том случае, когда ненормативный правовой акт налогового органа им был обжалован в вышестоящий налоговый орган, но последним решение в отведённый на это срок принято не было.
-
Согласно пункту 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонаруше-ния или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Ко-декса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен ру-ководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от ниже-стоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотре-ния жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жало-бу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один ме-сяц.
Заявление, поданное индивидуальным предпринимателем Иващенко В.Ф. 28.04.2017 в ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска соответствует положениям статьи 139.2 НК РФ, предъявляющей требования к жалобе на ненормативный правовой акт налогового органа. Оно 11.05.2017 было передано УФНС России по Омской области, однако, названым территориальным органом Феде-ральной налоговой службы ни одно из предусмотренных законодательством РФ о нало-гах и сборах решений принято не было ни до обращения плательщика с заявлением в Арбитражный суд Омской области (09.06.2017), ни в течение рассмотрения дела судом.
При таких обстоятельствах настоящий случай прямо урегулирован абзацем вто-рым пункта 2 статьи 138 НК РФ, в силу которого суд обязан при соблюдении платель-щиком иных условий, закреплённых арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, принять его заявление к производству и разрешить спор по су-ществу.
То обстоятельство, что сведения о размере недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням были получены от УПФР в Центральном АО г. Омска, не оправдывает поведение ИФНС России № 1 по Центральному административному окру-гу г. Омска.
Ни ФЗ от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, ни иной нормативный правовой акт не дозво-ляют налоговому органу применять меры к взысканию недоимки по страховым взносам
-
задолженности по пеням в отсутствии таковых, считать допустимым поведение, оче-видно противоречащее основным началам законодательства РФ о налогах и сборах (пункт 1 статьи 3 НК РФ), целям и задачам, которым должна быть подчинена деятель-ность налоговых органов в Российской Федерации (статья 6 Закона Российской Феде-рации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Удовлетворение требования индивидуального предпринимателя Иващенко В.Ф. влечёт отнесение на ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска по правилам части 1 статьи 110, части 1 статьи 112 АПК РФ судебных расходов в виде 300 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение заявления его подателем при обращении с ним (чек-ордер № 34 от 09.06.2017).
Учитывая, что индивидуальным предпринимателем Иващенко В.Ф. уплачена также государственная пошлина в размере 3 000 руб. (чек-ордер № 35 от 09.06.2017), она подлежит возвращению ей применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Ар-битражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Фе-дерации,
решил:
требование индивидуального предпринимателя Иващенко Веры Федоровны к Инспек-ции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу
- Омска о признании требования № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 не-действительным удовлетворить.
Признать требование Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Цен-тральному административному округу г. Омска № 065S01170508671 по состоянию на 09.01.2017 недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Фе-дерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Налоговому кодексу Российской Федера-ции.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному ад-министративному округу г. Омска в пользу индивидуального предпринимателя Ива-щенко Веры Федоровны 300 руб. судебных расходов.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Иващенко Вере Федоровне из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной излишне по чеку-ордеру № 35 от 09.06.2017.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в по-рядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сер-виса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья И.М. Солодкевич