миграционный юрист адвокат, миграционные споры дела
Гражданину Республики Казахстан грозило выдворение за пределы Российской Федерации, без права въезда в течение 5 лет. В суде наши юристы сумели добиться отмены выдворения и человека не стали депортировать.
Читайте решение по данному делу ниже:
Решение по административному делу – надзор
Информация по делу №4А-433/2016
4-433/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.11.2016 г. г. Омск
Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу защитника Тезекбаева С.А. – Колесник Э.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Омска от 26.07.2016 г. и решение судьи Омского областного суда от 23.08.2016 г., вынесенные в отношении Тезекбаева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Омска от 26.07.2016 г., оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 23.08.2016 г., гражданин Республики <…> Тезекбаев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <…> с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе защитник Тезекбаева С.А. – Колесник Э.В. просит постановление и решение изменить в части, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указывает, что Тезекбаев С.А. полагал, что срок его пребывания на территории Российской Федерации заканчивается <…> г. Ссылается на невозможность возвращения Тезекбаев С.А. в Республику Казахстан ввиду отсутствия жилья и близких родственников. Судом не было учтено, что Тезекбаев С.А. имеет паспорт гражданина <…> и обучался на территории Российской Федерации. Проживал Тезекбаев С.А. на территории Российской Федерации с гражданской супругой, которая находилась у него на иждивении вместе с ребенком. На территории Российской Федерации Тезекбаев С.А. поддерживает связь с родными сестрами. Выдворение за пределы Российской Федерации нарушает права Тезекбаева С.А. на уважение семейной жизни.
Изучив материалы дела об административном правонарушении № <…>, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Тезекбаев С.А., являясь гражданином Республики <…> прибыл на территорию Российской Федерации <…> г., по истечении срока временного пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации. <…> Тезекбаев С.А. был выявлен по адресу: <…> документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имел.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.3); рапортом УУП ОП № 5 УМВД России по г. Омску (л.д.4); письменными объяснениям Тезекбаева С.А. (л.д.6); копией удостоверения личности и копией миграционной карты (л.д.8); досье иностранного гражданина (л.д.12), оцененными с другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Тезекбаев С.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14.02.2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное – в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 г. № 5-П, суды, рассматривая дела о нарушении иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации, должны иметь возможность учитывать при назначении административного наказания обстоятельства, позволяющие надлежащим образом оценить соразмерность его последствий целям введения данной меры административной ответственности, в том числе длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство.
Из материалов дела усматривается, что Тезекбаев С.А. длительное время проживает на территории Российской Федерации, где проходил обучение в профессиональном училище № № <…> с получением диплома о среднем (полном) общем образовании и начальном профессиональном образовании по профессии «<…>
На территории Российской Федерации в городе Омске постоянно проживают родные сестры Тезекбаева С.А, которые являются гражданками России – <…>
Из справки-характеристики, выданной УУП ОУУП и ПДН ПП «Октябрьский», следует, что Тезекбаев С.А. характеризуется удовлетворительно. За период проживания жалоб и заявлений в отношении него не поступало, Приводов за правонарушения в ППП «Октябрьский» УМВД России по г. Омску не имел. К административной ответственности не привлекался, проживал совместно с Камбаровой А.К. и ее несовершеннолетними детьми.
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей Ленинского районного суда г. Омска не установлено.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, – в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию и с учетом конкретных обстоятельств дела, постановление судьи Ленинского районного суда г. Омска от 26.07.2016 г. и решение судьи Омского областного суда от 23.08.2016 г., вынесенные в отношении Тезекбаева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Тезекбаеву С.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Омска от 26.07.2016 г. и решение судьи Омского областного суда от 23.08.2016 г., вынесенные в отношении Тезекбаева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, изменить, исключить из них указание на назначение Тезекбаеву С.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части названные судебные постановления оставить без изменения.
Председатель
Омского областного суда <…> В.А. Ярковой