Пенсионные споры.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется Пенсионным Фондом Российской Федерации в соответствии с нормами действующего законодательства по назначению и выплате пенсий.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение с 1 января 2002 года регулируются:
Федеральным Законом Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», финансируемых за счет средств работодателей (страхователей), уплачиваемых за работников (застрахованных) в виде страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации;
Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, а также иными Федеральными Законами, устанавливающими правила назначения пенсий за счет средств федерального бюджета.
К таким законам отнесен, в частности, Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Принят ряд законодательных актов, регулирующих вопросы социального, в том числе пенсионного, обеспечения отдельных категорий граждан, пострадавших в результате различных радиационных и техногенных катастроф, в частности, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.06.2014) “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне” от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 28.06.2014); ФЗ РФ от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с видом выплачиваемой пенсии существуют различные пенсионные выплаты:
* по старости;
* за выслугу лет;
* по инвалидности;
* по случаю потери кормильца;
* по поводу социальной пенсии.
Данные виды выплат, определяются юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина на определенный вид и размер пенсии.
Споры, которые начинают юридические лица (индивидуальные предприниматели), связаны с постановкой на учёт в пенсионном фонде или со снятием с учёта, неправомерными начислениями пени или штрафов. Претензии от физических лиц влекут за собой более сложное разбирательство, так как зачастую в прямом доступе не оказывается сведений, которые подтверждали бы, например:
-
факт работы в организации;
-
стаж (страховой, льготный);
-
уплату в определённые периоды страховых взносов в ПФ РФ;
-
полную занятость на некоторых видах работ.
Тем не менее обе категории граждан могут успешно обжаловать решения и действия пенсионного органа в судебном порядке. Часто для этого нужны сложные экспертизы и сбор немалого количества свидетелей, а также направление запросов, в том числе в другие города, где проживал и работал истец. Это под силу опытному юристу.
Практика показывает, что часто граждане, чьи пенсионные права нарушены, предъявляют в суд следующие требования:
-
выплате суммы недополученной (недоначисленной) пенсии;
-
изменении условий или расторжении договора с негосударственным пенсионным фондом;
-
включении в стаж периода пребывания в отпуске по уходу за ребенком при назначении досрочной трудовой пенсии по старости;
-
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью директоров и заведующих, с учетом и тех периодов работы, когда уже действовали новые списки профессий и должностей, не предусматривавшие работу по указанным должностям как педагогическую;
-
обжаловании отказа пенсионного органа включить в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) отдельные периоды работы;
-
установлении или отказе в установлении пенсии;
-
выплате пенсии;
-
удержаниях из пенсии;
-
праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
-
включении лицу в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости;
-
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств Пенсионным фондом РФ;
-
признании права наследника на получение пенсии умершего лица;
-
признании недействительными полностью или в части актов, решений органов Пенсионного фонда РФ, не соответствующих законам и иным правовым актам и нарушающих права и законные интересы лица;
-
обжаловании действий или бездействия органов Пенсионного фонда РФ, нарушающих права и законные интересы предпринимателя;
-
признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому в бесспорном (безакцептном) порядке производится удержание из пенсионных выплат;
-
установлении фактов, имеющих значение для возникновения, прекращения или изменения пенсионных прав и т.п.
Наш Юрист грамотно поможет сформировать нужные требования и защитить нужную позицию.