Сколько ко мне обращалось людей, у которых банк или судебные приставы удерживали по исполнительным документам денежные средства из пенсий, пособий и др. соцвыплат – просто не пересчитать.
Хотя подобные выплаты и так были формально защищены Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”(в частности, ст. 101) от взыскания, на практике с таких выплат производились удержания.
Это происходило по той причине, что приставам и банкам не известны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение.
1 июня вступили в силу изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”(далее – Закон № 229-ФЗ), цель которых – исключить возможность обращения взыскания, наложения ареста в рамках исполнительного производства на выплаты социального характера (Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”).
В связи с этим в Законе № 229-ФЗ теперь закреплена обязанность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих обслуживание счетов должника, при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или об их аресте соблюдать требования ст. 99 и ст. 101 этого закона.
ст. 99 Закона № 229-ФЗ предусмотрено ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, а ст. 101 – виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (алименты, средства материнского капитала, различные единовременные и компенсационные выплаты, социальные пособия и т.д.).
Обеспечивать соблюдение указанных требований (т.е. отличать денежные средства, защищенные “иммунитетом”, от других средств, поступающих на счет должника) банки будут на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.
Соответственно, c 1 июня 2020 года лица, выплачивающие гражданину-должнику зарплату или иные доходы, в отношении которых ст. 99 Закона № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 этого закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кодов установлен Банком России.
Помимо этого лица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, теперь обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
В свою очередь банк (иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника-получателя денежных средств, защищенных “иммунитетом”, должен произвести расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест. Порядок расчета установлен Минюстом России. Им, в частности предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету, а в случае, если счет открыт нескольким лицам (совместный счет), расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. Определено, какие суммы включаются в расчет, а какие – нет. Установлена очередность учитываемых при расчете сумм.
Также с 1 июня 2020 г. предусмотрена необходимость учитывать перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание, и при изъятии наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, обнаруженных у должника. При этом должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.
Кроме того, предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в ч. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
И еще одно изменение – к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, теперь относятся также денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате ЧС:
в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести.
Пишите, как вы относитесь к таким новшествам, оставляйте комментарии.