Выигранное дело против Министерства имущественных отношений: Жилье сироте вне очереди
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Киштеевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сикачева Николая Андреевича к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения,
установил:
Сикачев Н.А. обратилась в суд с названным иском к Администрации г. Омска, Министерству финансов Омской области, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству образования Омской области, Правительству Омской области, указывая, что является ребенком-сиротой.
В связи с тем, что его мать С.Е.Н. умерла, а сведения об отце С.А.П., внесены на основании заявления матери, его опекуном, согласно постановлению № Администрации Петуховского района от ДД.ММ.ГГГГ была назначена Б.Ж.П.
Согласно Приказу № Б.Ж.П. была назначена его попечителем.
В связи со сменой места жительства, согласно приказу Администрации Исилькульского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в органы опеки и попечительства Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области.
В связи с изменением места жительства, рассмотрев его обращение от ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Омской области ему дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что он переведен на учет в списки муниципального образования городской округ г. Омск.
В настоящее время жилое помещение по договору специализированного найма ему не предоставлено.
На сегодняшний день проходит обучение в 9а классе МБОУ «Морозовская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», так как в школу его отдали в 9 лет.
От школы жилье ему не предоставлялось, и он вынужден снимать квартиру в <адрес> за плату. Арендная плата за однокомнатную квартиру составляет 6 000 рублей.
Просит обязать Администрацию г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области. (л.д. 4-5).
Истец Сикачев Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил, просил обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. (л.д. 19) Представили письменный отзыв на исковое заявление. (л.д. 29-30)
Представитель ответчика Министерство образования Омской области (л.д. 17),в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представили письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 61-62), просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Правительство Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили (л.д. 20). Представили письменные возражения на исковое заявление (л.д. 21-24).
Представитель ответчика Министерство финансов Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. (л.д. 18) Представили письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 66-68), просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ответчиков Администрация г. Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил (л.д. 15, 16).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец Сикачев Николай Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родителями истца согласно свидетельству о рождении являются С.А.П. – отец, С.Е.Н. – мать (л.д. 36). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 38).
Мать истца С.Е.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).
Приказом Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Сикачев Н.А. поставлен на учет в органы опеки и попечительства Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области (л.д. 39).
Приказом Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Б.Ж.П. назначена попечителем несовершеннолетнего Сикачева Н.А. (л.д. 40-41).
Из ответа департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по сведениям, имеющимся в департаменте, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время договоры муниципального жилого помещения с Сикачевым Н.А., не заключались, с заявлением о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Омска Сикачев Н.А. не обращался.
Решения о предоставлении Сикачеву Н.А. жилого помещения на условиях договора социального найма, найма жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда г. Омска Администрацией г. Омска в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не принимались.
На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образования городской округ г. Омск Омской области Сикачев Н.А. не состоит.
С заявлением о принятии на учет и документами, предусмотренными ст. 16 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», в Администрацию г. Омска Сикачев Н.А. не обращался.
На регистрационном учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области Сикачев Н.А. не состоял. (л.д. 54-55)
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информации в отношении Сикачева Н.А. (л.д. 32)
Таким образом, Сикачев Н.А. остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:
– дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
– дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
– лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям из Министерства образования Омской области Сикачев Н.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». (л.д. 52-53)
Таким образом, установлено, что истец состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении.
С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Судом установлено, что истец до сегодняшнего дня жильем не обеспечен.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
Министерство образования ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п. 3).
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования. (п. 9).
Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.
Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и проживающих по месту жительства, по месту пребывания в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и проживающих по месту жительства, по месту пребывания в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
В указанной связи, довод стороны ответчика о том, что права истца не нарушены в связи с тем обстоятельством, что он уже указан в списке по предоставлению жилого помещения, не может быть принят судом, поскольку, не свидетельствует о безусловном предоставлении ему жилого помещения в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению Сикачеву Н.А. жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Сикачева Николая Андреевича к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Сикачеву Николаю Андреевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Судья: Г.Г. Щеглаков
Решение изготовлено в окончательной форме 16 июля 2019 года.